17 августа - Единый день информирования

Основная тема:

«Роль Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь»;

Дополнительные темы:

1.«Об итогах социально – экономического развития Гродненской области за январь-июнь 2023 год»;

2.«Профилактика пьянства как важная составляющая общественной безопасности»;

3.«Если заблудился в лесу. Подготовка к отопительному сезону. Наведение порядка на придомовой территории».

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(август 2023 г.)

 

РОЛЬ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О НАРОДНОМ ОПОЛЧЕНИИ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации Министерства обороны Республики Беларусь,

материалов государственных СМИ

 

Белорусское государство вынуждено реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и западных межгосударственных объединений.

Глава государства А.Г.Лукашенко на состоявшемся 20 февраля 2023 г. заседании Совета Безопасности Республики Беларусь заявил:
«Я уже не раз говорил: каждый мужчина, да и не только мужчина, должен уметь как минимум обращаться с оружием. Хотя бы для того, чтобы в случае необходимости защитить свою семью, свой дом, родной уголок земли и, если понадобится, страну, без которой не будет ни уголка, ни дома, ничего другого. Поэтому мной была поставлена задача Министерству обороны и Министерству внутренних дел проработать вопрос создания народного ополчения».

 

1. Характеристика военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь

По информации Министерства обороны Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.

Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.

Справочно:

Только за последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.

Одновременно на территории восточноевропейских государств ударными темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса в регионе.
В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов, военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.

По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего
11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил блока, усиления военного присутствия на т.н. «восточном фланге»,
а также поддержки Украины в вооруженном противоборстве
с Российской Федерацией
.

Справочно:

Коллективное решение стран НАТО об усилении группировки на восточных рубежах до 300 тыс. человек привело к тому, что Польша и страны Балтии взяли курс на усиление вооруженных сил. Активно идут закупки западного вооружения, в первую очередь, американского: боевых танков, реактивных систем залпового огня HIMARS, истребителей 5-го поколения F-35, являющихся носителями американского тактического ядерного оружия.

Варшава, используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».

Справочно:

В текущем году военный бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021 году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году –
3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.

В свою очередь государства Балтии, не обладая необходимым военным потенциалом, основные усилия сосредоточивают на совершенствовании военной инфраструктуры в интересах приема, размещения и обеспечения подготовки войск (сил) альянса, таким образом пытаясь «быть полезными» союзниками в рамках НАТО.

Существенное влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных рубежах нашей страны.

Справочно:

Продолжается масштабная милитаризация украинских рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на подступах к Беларуси 30 противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.

Фактором, усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных организаций и структур.

Справочно:

По замыслу западных стратегов, успешная реализация информационной кампании позволит сформировать благоприятные условия для перехода к ключевой фазе «плана Перамога» – силовому смещению руководства Республики Беларусь. Для этого предполагается подключить боевой компонент, который в настоящее время активно формируется за рубежом, в том числе путем участия в боевых действиях на территории Украины.

Динамика происходящих геополитических процессов указывает на отсутствие возможностей нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного противостояния сугубо в военную плоскость.

 

2. Необходимость принятия Закона Республики Беларусь
«О народном ополчении» в современных условиях

На встрече с жителями агрогородка Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил:
«Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».

Принятие данного Закона обусловлено следующими факторами:

во-первых, это создание дополнительных условий для поддержания правопорядка в период военного положения на территориях, которые в наименьшей степени будут охвачены органами внутренних дел и войсками (прежде всего, сельские населенные пункты, отдельные районные города);

во-вторых, предоставление гражданам Республики Беларусь, которые не будут охвачены мобилизационными мероприятиями по различным причинам (возраст, отсутствие требуемой подготовки, по семейным обстоятельствам и др.), возможности участвовать в обороне страны.

17 июля 2023 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.

Справочно:

Народное ополчение – испытанная и опробованная во многих странах мира модель обороны. Есть много примеров даже в западных странах, когда народное ополчение применялось как основная форма защиты собственного государства. Особенно она характерна для стран с небольшой территорией и небольшой численностью населения.

Например, в годы Великой Отечественной войны именно народные ополчения сыграли важную роль при обороне гг.Ленинграда, Могилева, Москвы.

Закон определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных единицах республики. Кроме того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.

В Республике Беларусь уже апробировали порядок действий отрядов народного ополчения.

Справочно:

Пробная тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением определенных заданий была организована
в сентябре 2022 г. в Могилевской области (аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.

Планируется, что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать мгновенно.

 

3. Основные положения Закона «О народном ополчении»

В соответствии с Законом участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.

Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.

Отряды народного ополчения (их количество, структура
и численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач)
формируются на основании решений местных исполнительных
и распорядительных органов
, местных советов обороны.

Справочно:

Планируется, что количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия или он в тылу.

В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев.
Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.

Комплектование отрядов народного ополчения осуществляется добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.

Справочно:

По информации Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом
в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.

Планируется, что для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.

Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.

По решению местного исполкома, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия
в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы
за работником сохраняются место работы, должность служащего
(профессия рабочего), средний заработок по месту работы.

Справочно:

В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы
с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

в отношении которых принято решение об интернировании;

признанные в установленном порядке недееспособными
либо ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.

Отказ (решение об отказе) местного исполнительного
и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит
.

Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения нанимателей о зачислении работников в отряды в настоящее время разрабатываются Правительством Республики Беларусь.

Согласно положениям Закона, отряды народного ополчения дислоцируются и выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы.
А добровольцы размещаются по месту жительства.

Общее руководство народным ополчением осуществляется местным советом обороны, а непосредственное – территориальным органом внутренних дел.

В Законе определены полномочия должностных лиц
и государственных органов
:

Президент Республики Беларусь принимает решение
о формировании (расформировании) народного ополчения.

Совет Безопасности Республики Беларусь:

  • вносит на рассмотрение Главе государства предложения
    по формированию (расформированию) народного ополчения;
  • координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации решения о формировании (расформировании) народного ополчения.

Совет Министров Республики Беларусь:

  • организует работу государственных органов и иных организаций при выполнении задач народного ополчения;
  • определяет порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к выполнению задач народного ополчения; порядок материального обеспечения народного ополчения.

Министерство обороны обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их выдачи и учета.

Справочно:

Выдача оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее составленным спискам.

Предусматривается, что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие, освоение которого не вызывает сложностей.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь:

  • координирует деятельность государственных органов
    и организаций, органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований
    и военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;
  • определяет потребности народного ополчения в оружии
    и боеприпасах к нему;
  • готовит проект указа Президента Республики Беларусь
    о формировании (расформировании) народного ополчения.

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные советы обороны:

  • отбирают граждан, изъявивших желание стать добровольцами;
  • определяют структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач народного ополчения;
  • отбирают из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;
  • извещают нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
  • осуществляют формирование и подготовку отрядов народного ополчения в границах административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство ими в системе территориальной обороны;
  • организуют и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и объектов;
  • определяют объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;
  • определяют объемы материальных ресурсов для обеспечения деятельности народного ополчения;
  • обеспечивают потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах, выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки, помещения);
  • устанавливают для отрядов народного ополчения отличительные знаки.

 

Территориальные органы внутренних дел:

  • оказывают содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов народного ополчения;
  • согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей;
  • участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
  • определяют задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по обеспечению военного положения.

Органы государственной безопасности:

  • согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей.

Местные органы военного управления:

  • осуществляют подготовку предложений местным исполнительным
    и распорядительным органам, местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа военнообязанных;
  • организуют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами, согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;
  • участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
  • осуществляют контроль за ведением учета добровольцев.

Законом регламентируются права и обязанности народных ополченцев. При выполнении задач народного ополчения доброволец имеет право:

  • применять физическую силу, применять и использовать оружие
    на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
  • производить задержание лиц, совершивших преступление
    или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс,
    в соответствии с их компетенцией;
  • требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;
  • оказывать содействие территориальным органам внутренних дел (например, осуществлять досмотр транспортных средств; осуществлять пропуск транспортных средств на охраняемые объекты или территории; осуществлять проверки документов и др.).

Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:

  • соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон
    и иные акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека
    и гражданина;
  • выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
  • обеспечивать защиту территории, объектов и населения
    от противоправных посягательств;
  • участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
  • знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
  • оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу их жизни и здоровью;
  • оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
    и других неотложных работ;
  • участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
  • исполнять иные обязанности.

В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им обязанностей (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного) предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.

Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

 

4. Отличия народного ополчения от войск территориальной обороны

В Республике Беларусь основной силовой составляющей системы обороны являются Вооруженные Силы, предназначенные для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты нашей страны. Их состав позволяет решать наиболее важные задачи, требующие концентрации основных усилий государства по его защите.

Органы внутренних дел и внутренние войска в военное время осуществляют борьбу с преступностью, обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность.

Для обеспечения устойчивого функционирования государственных органов и организаций, объектов экономики, инфраструктуры Республики Беларусь в условиях военного времени формируются территориальные войска, решающие второстепенные задачи в основном в тыловых районах и там, где не ведутся активные военные действия. Комплектование территориальных войск осуществляется военнообязанными, предназначенными по мобилизации.

Справочно:

Задачи территориальные войска выполняют, как правило,
в пределах административного района
, а размещаются они
в специально выделенных для этих целей зданиях и помещениях либо на объектах выполнения задач.

Главной отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск является добровольность участия граждан в обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.

Их количество, состав и задачи определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной единицы.

Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются по месту жительства.

Основной задачей, выполняемой народным ополчением, является оказание содействия территориальным органам внутренних дел
в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка
в местах, где они были сформированы
(сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах отдельных городов).

Справочно:

Народное ополчение будет составной частью территориальной обороны. Задачей территориальной обороны останется защита блокпостов, важных узлов инфраструктуры, а народного ополчения – собственного дома, поселка, деревни и т.д.

В целом отряды народного ополчения создаются для решения второстепенных задач на местах: для охраны общественного порядка и содействия участковым инспекторам милиции; защиты собственности от мародерства и других противоправных посягательств; обеспечения комендантского часа и ограничения движения транспортных средств; ведения разведки, выявления коллаборантов, шпионов и диверсантов и др.

 

****

 

Мы – мирные люди, и для нас нет большей радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.

Наша страна никогда не была и не будет агрессором, источником зла и насилия. Но мы никому не позволим покушаться на стабильность
и достаток в общем белорусском доме.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений 5 июля 2023 г., «В нашей стране защита Родины была и будет в руках мужественных, сильных духом и отважных людей.
В Беларуси… продолжают совершенствовать систему национальной
и в первую очередь военной безопасности страны»
. Относительно территориальных войск и народного ополчения белорусский лидер заявил следующее: «Требование одно: защитите себя и свою семью».

Об итогах социально-экономического  развития Гродненской области за январь – июнь 2023 г.

 

В январе - июне 2023 г. объем валового регионального продукта составил 10,2 млрд. рублей, или 104,2% к январю -  июню 2022 г. (задание на январь – июнь 2023 г. – 102,7%), в том числе по видам деятельности: промышленность – 107,6% (удельный вес – 35,2%), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 103,5% (4,6 %), строительство – 110,0% (4,8 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 102,3% (5,6%), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 92,3% (4,2%).

Произведено промышленной продукции на сумму 9,6 млрд. рублей (10,8 % в объеме республики), индекс физического объема производства по набору товаров-представителей составил 107,6 % (январь - июнь 2022 – 99,5 %), в том числе:

обрабатывающая промышленность – 101,1 % (удельный вес в общем объеме производства – 85,7 %);

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 145,7 % (12,7 %);

водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 99,0 % (1,5 %);

горнодобывающая промышленность – 119,4 % (0,1 %).

На 1 июля 2023 г. на складах промышленных организаций области находилось готовой продукции на сумму 1,2 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 94,5 %, в том числе организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, - 636,3 млн. рублей, или 103,9 %, организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, - 312,8 млн. рублей, или 79,1 %; юридических лиц без ведомственной подчиненности – 294,3 млн. рублей, или 95,4 %.

Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь – июнь     2023 г. во всех категориях хозяйств в текущих ценах составил 1,8 млрд. рублей, или 104,9 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2022 года.

Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции в текущих ценах на сумму
1 8 млрд. рублей, или 105,1 % (в сопоставимых ценах) к январю - июню 2022 г., в том числе животноводства – 107,3 % (удельный вес в валовой продукции – 92,6 %), растениеводства – 83,5 % (удельный вес – 7,4 %).

Численность крупного рогатого скота на 1 июля 2023 г. составила 696,9 тыс. голов (102,8 % к соответствующему периоду 2022 г.), свиней – 600,6 тыс. голов (105,6 %), птицы – 4516,2 тыс. голов (94,6 %).

За январь-июнь 2023 г. в сельскохозяйственных организациях области произведено молока в количестве 759,0 тыс. тонн, что на 8,4 % выше января - июня 2022 г. Удой молока на 1 корову составил 3500 кг, что на 254 кг больше аналогичного периода 2022 года.

Производство (выращивание) скота и птицы за январь - июнь 2023 г. составило 143,1 тыс. тонн (105,8 % к аналогичному периоду 2022 г.), в том числе:

производство (выращивание) КРС – 64,1 тыс. тонн (106,9 %) при среднесуточном привесе 726 грамм, что на 29 грамм выше 2022 года;

производство (выращивание) свиней – 54,4 тыс. тонн (109,3 %) при среднесуточном привесе 683 грамма, что на 48 грамм выше 2022 года;

производство (выращивание) птицы – 24,6 тыс. тонн (96,3 %).

За шесть месяцев 2023 года производство яиц составило 193,1 млн. штук, или 100,8 % к 2022 году при средней яйценоскости кур-несушек 141 штука.

За январь – июнь 2023 г. темп роста объемов строительно-монтажных работ (включая работы по монтажу оборудования) составил 110,3 % к январю – июню 2022 г. в сопоставимых ценах                                           (962,4 млн. рублей).

Объем выполненных подрядных работ составил 724,8 млн. рублей, или 117,8 % к соответствующему периоду 2022 года в сопоставимых ценах.

В январе - июне 2023 г. введено в эксплуатацию 185 тыс. кв. м. общей площади жилья (задание на январь - июнь 2023 г. - 162,8 тыс.кв.м.).

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено 86 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 60,5 тыс. кв. м. общей площади жилья (задание – 54,3 тыс.кв.м.).

В сельскохозяйственных организациях построено 35 квартир общей площадью 3,2 тыс. кв. м (при запланированных 2,7 тыс. кв. м).

         Введены в эксплуатацию 475 квартир для 474 многодетных семей (задание на 2023 год – 760 семей), направлены на улучшение жилищных условий 479 многодетные семьи (840 семей).

         Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 70,0 тыс. кв. м, или 37,9 % от общего ввода жилья.

В области построено 26 квартир (1,3 тыс. кв. м) социального пользования, которые будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Введены в эксплуатацию 183 арендные квартиры общей площадью 11,6 тыс. кв. м (при задании 14,23 тыс. кв. м). Субъектами хозяйствования за счет собственных средств для решения жилищных проблем своих работников построены 15 арендных квартир общей площадью 1,3 тыс.кв.м (при установленном задании 0,2 тыс. кв. м).

Ввод в эксплуатацию жилых домов с использованием электроэнергии для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления составил 42,3 тыс. кв. м. (84,6% к заданию на год 50 тыс. кв. м).

В городе-спутнике Скиделе введено в эксплуатацию 385 кв. м жилья, ведется строительство 84-квартирного жилого дома по ул. Партизанской.

         На жилищное строительство направлено 310,4 млн. рублей инвестиций.

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 3,5 млрд. рублей, или 102,9 % к уровню января – июня 2022 г.

Темп роста розничного товарооборота организаций торговли – 103,2%, удельный вес в товарообороте через все каналы реализации – 90,3%. Рост товарооборота обеспечили организации без ведомственной подчиненности – 106,0 % (удельный вес в товарообороте организаций торговли – 74,7%), в то время, как организации, имеющие ведомственную подчиненность допустили снижение товарооборота – 95,7% (25,3%).

Темп роста товарооборота индивидуальных предпринимателей и физических лиц составил 100,3 % (удельный вес в товарообороте через все каналы реализации – 9,7 %).

За январь - июнь 2023 г. в Гродненской области количество торговых объектов увеличилось на 273 и составило 12866 объектов, в том числе магазинов - на 143 единицы и 6440 объектов, торговая площадь увеличилась на 21,7 тыс. кв. м. и составила 750,8 тыс. кв.м.

В приоритете отмечается увеличение количества торговых объектов с торговой площадью до 100 кв.м. (уд. вес – 73,4%).

В области на 01.07.2023 функционирует 46 рынков и 53 торговых центра.

Объем оптового товарооборота за январь – июнь 2023 г. составил 2,1 млрд. рублей, или 103,8 % в сопоставимых ценах к уровню января-июня 2022 г.

За январь – июнь 2023 г. объем инвестиций в основной капитал по Гродненской области составил 1,8 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 102,2 % к уровню января – июня 2022 г. (задание – 108,7 %).

Технологическая структура инвестиций в основной капитал:

строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) – удельный вес 54,2 % (962,4 млн. рублей, или 110,3 % к январю – июню 2022 г.);

затраты на приобретение машин оборудования, транспортных средств – удельный вес 31,3 % (556,0 млн. рублей, 92,0 %);

прочие затраты – удельный вес 14,5 % (258,5 млн. рублей, 98,0 %).

В январе – мае 2023 г. объем внешней торговли товарами по Гродненской области составил 1,8 млрд. долларов США (темп роста – 95,7%), в том числе экспорт товаров – 1,2 млрд. долларов США, или 91,4%, импорт товаров – 662,6 млн. долларов США, или 104,1 % к уровню января – мая 2022 года. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 493,2 млн. долларов США.

Экспорт услуг по Гродненской области составил 123,6 млн.долларов США, или 105,3 % к уровню января - мая 2022 г., импорт услуг – 154,4 млн.долларов США, или 89,6%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 30,8 млн.долларов США.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь - май 2023 г. в целом по области составила 13,0 млрд. рублей, или 105,0 % к январю - маю 2022 г., чистая прибыль – 1,0 млрд. рублей, или 83,7 %.

Рентабельность продаж за январь – май 2023 г. составила 10,7 %, в том числе в организациях: промышленности - 14,2 %, сельского, лесного и рыбного хозяйства – 11,7 %, строительства – 5,4%, транспорта – 2,2%, торговли – 0,3 %.

Количество убыточных организаций составило 102, или 15,9 % от  общего количества.

Рост совокупных поступлений доходов в консолидированный бюджет области за январь – июнь 2023 г. составил 120,7 % при задании 104,8%.

В экономике области в январе – июне 2023 г. было занято 441,2 тыс. человек, что составляет 98,4 % к соответствующему периоду 2022 года.

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2023 г., как и годом ранее, не превышает 0,2 % от численности рабочей силы.

За январь – июнь 2023 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась к соответствующему периоду 2022 года на 18,3 % (задание – на 13,6 %) и составила 1 606,3 рубля, в том числе за июнь – на 20,0 % и 1 734,8 рублей соответственно. Изменение реальной заработной платы к январю – июню 2022 г. 110,9 %, к июню 2022 г. – 116,6 % соответственно.

В отраслях, финансируемых из бюджета, размер номинальной среднемесячной заработной платы за январь – июнь 2023 г. составил 1 356,1 рубля, или 116,1 % к уровню января-июня 2022 г., в том числе за июнь – 1 489,6 рубля и 117,5% к июню 2022 г. Изменение реальной заработной платы за январь – июнь и июнь 2023 г. – 108,8 % и 114,2 % соответственно.

Соотношение средней заработной платы работников бюджетных организаций и в целом по области за январь – июнь 2023 г. составило 84,4%, за июнь 2023 г. – 85,9 %.

Информационно-справочные

материалы на единый день информирования

«Профилактика пьянства, как важная составляющая общественной безопасности».

 

Организация служебной деятельности органов внутренних дел по противодействию пьянству и принимаемые меры по её совершенствованию способствуют недопущению роста преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Так, по итогам 7 месяцев текущего года количество преступлений (по оконченным расследованием уголовным делам) совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, остаётся на уровне прошлого года (902;+/-%).

Рост «пьяной» преступности наблюдается в 6 районах Гродненской области: Октябрьском (с 110 до 118), Волковысском (с 57 до 84), Кореличском (с 19 до 21), Свислочском (с 13 до 17), Слонимском (с 40 до 48) и Щучинском (с 35 до 50).

Число таких преступлений снизилось в сельской местности (-6,5%, с 307 до 287).

По итогам 7 месяцев текущего года уменьшилось
(с 122 до 100) количество особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, вместе с тем их количество увеличилось в Волковысском (с 3 до 6), Гродненском (с 6 до 9), Зельвенском (с 0 до 2), Ивьевском (с 0 до 1), Кореличском (с 1 до 2), Мостовском (с 4 до 7), Новогрудском (с 1 до 5) и Островецком (с 2 до 3), районах.

Выросло число совершенных в состоянии алкогольного опьянения таких преступлений, как:

убийств (с 14 до 16), менее тяжких телесных повреждений (с 18 до 36), краж (с 308 до 333), грабежей (с 40 до 48), мошенничеств (с 2 до 5), хищений путём использования компьютерной техники (с 42 до 49), угонов (с 20 до 21), умышленных причинений легкого телесного повреждения (с 34 до 63), а также истязаний (с 46 до 52).

В целях профилактики преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, в текущем году органами внутренних дел Гродненской области 605 лиц злоупотребляющий спиртными напитками, ведущих асоциальный образ жизни изолировано в ЛТП.

Из общего числа изолированных в ЛТП граждан, ранее судимых – 192, допускающих насилие в отношении совместно проживающих членов семьи – 136, обязанных возмещать расходы затраченные государством на содержание несовершеннолетних детей – 131, наркозависимых состоящих на учётах в учреждениях здравоохранения в связи с немедицинским потреблением наркотических средств – 14.

На момент изоляции в ЛТП граждан, злоупотребляющих спиртными напитки, 336 нигде не работали, вели асоциальный образ жизни.

Кроме того, по инициативе органов внутренних дел Гродненской области в текущем году принято 36 решений об ограничении в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

Из незаконного оборота сотрудниками органов внутренних дел изъято более 46 тысяч (46542,8) литров алкогольной продукции (2289 литров самогона, 41390 самогонной браги), а также уничтожено более 50 самогонных аппаратов. 

Организация работы по профилактике правонарушений и преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения находится на особом контроле у руководства УВД Гродненского облисполкома.

Информация МЧС на ЕДИ 17.08.2023

Тема: «Если заблудился в лесу. Подготовка к отопительному сезону. Наведение порядка на придомовой территории»

 

За семь месяцев 2023 года на территории Гродненской области произошло 427 пожаров (2022 – 439 пожаров), погибло 37 человек, их них 1 ребенок (2022 году – 43 человека).

Если заблудился в лесу

Ежегодно с наступлением сезона любители «тихой охоты» устремляются в лес. Бывает, что желание, найти грибную или ягодную поляну, уводит все дальше от дороги или тропы. Заблудиться очень просто, даже если это место вам давно знакомо.

*** 4 августа гродненским спасателям поступило сообщение о том, что в лесном массиве вблизи д. Салатье заблудился человек.

Выяснилось, что гродненец 1960 года рождения 3 августа отправился в лес за грибами. Проведя весь день в лесу, мужчина остался на ночёвку, а утром продолжил сбор грибов. Когда начало темнеть мужчина попытался выйти из леса, но не смог сориентировать на местности и обратился за помощью в МЧС.

Прибывшие спасатели, поддерживая связь с потерявшимся по мобильному телефону, включали свето-звуковой сигнал и продвигались по лесу. Прочесывая массив, работники МЧС обнаружили мужчину и вывели его к дороге, где передали бригаде скорой помощи. Медработники госпитализировали спасённого в учреждение здравоохранения. Состояние удовлетворительное.

 

Чтобы избежать неприятной ситуации, соблюдайте правила безопасности. Собираясь в лес за грибами, ягодами или просто на прогулку, сообщите о своих планах родственникам или друзьям, лучше ознакомить их с местом предполагаемого маршрута и планируемым временем возвращения.

Наденьте яркую непромокаемую одежду и удобную обувь. Возьмите с собой заряженный мобильный телефон, небольшой запас еды и воды, спички и компас. Подзарядите мобильный телефон, современный человек, попадая в незнакомую ситуацию, сразу ищет ответы о том, что ему делать в интернете. Те, кто установил на телефон мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», могут получить полезную информацию из этого источника. Еще одна немаловажная функция приложения – в нем есть кнопка звонка в МЧС «112». Люди в критической ситуации забывают номера телефонов служб экстренного реагирования.

Если вы поняли что потерялись, в первую очередь успокойтесь и осмотритесь. Сообщите спасателям по номеру «101» или «112» свои примерные координаты, опишите возле какого населенного пункта находитесь, откуда заходили в лес. В ожидании помощи не стоит передвигаться, меняя направление. Лучше оставаться на одном месте, или двигаться туда, где есть точные ориентиры. Если вам отчетливо видна дорога, выйдите к ней здесь вас легче будет найти. Кричите, стучите палками о деревья, звук от них далеко расходится по лесу, он не создает такого эха, как человеческий голос. Так вас найдут быстрее.

Если оказались в лесу без телефона, а свое местонахождение не можете определить даже приблизительно, остановитесь и успокойтесь. Главное для вас – выйти к людям, поэтому важными ориентирами будут линии электропередачи, просеки и тропинки. Если на пути повстречался ручей или река, следуйте вниз по течению – он всегда приведет к людям. Прислушайтесь: шум транспорта слышно за 3-4 км, лай собаки – за 2-3 км, идущий поезд – за 10 км, идите на звук.

Не следует выбираться из леса ночью, если начинает темнеть, не паникуйте. Соорудите место для ночлега из лапника. Разведите костер и поддерживайте его горение всю ночь, бросая толстые ветки. Организуя ночлег, позаботьтесь, чтобы те, кто вас ищут не прошли мимо – повесьте на кусты кепку, носовой платок или лист бумаги, обломайте ветки, чтобы привлечь внимание.

Подготовка к отопительному сезону

Отопительный сезон не за горами и мы напоминаем, что готовиться к этому периоду лучше заранее. За 7 месяцев текущего года в Гродненской области произошло 59 пожаров из-за нарушений правил устройства и эксплуатации печей и теплогенерирующих устройств.

*** 11 марта в дежурную службу 101 дятловского района поступило сообщение о пожаре в д. Охоново. Местная жительница рассказала диспетчеру, что в ее доме плотное задымление, около кровли виднеется пламя. По указанному адресу немедленно направились пожарные расчеты и службы взаимодействия.

Выяснилось, что в строении проживают супруги-пенсионеры, почувствовав дым и увидев возгорание, они сообщили о случившемся спасателям и ожидали их прибытия на улице.

Прибывшие к месту бойцы МЧС ликвидировали пожар. Огнем уничтожена кровля, повреждено имущество. ЧП произошло из-за перекала печи.

*** 6 июля спасателям Гродненского района поступило сообщение о пожаре в частном жилом доме в садовом товариществе возле д. Куколи.

Когда бойцы МЧС прибыли к месту, блочное строение горело изнутри. Как выяснилось позже, хозяйка протапливала печь, в какой-то момент почувствовала запах гари и увидела пламя около дымохода. Женщина сообщила о случившемся в МЧС и ожидала прибытия спасателей на улице.

Подразделения МЧС ликвидировали пожар. Огнем уничтожена кровля и перекрытие, повреждено имущество в доме. Возгорание произошло из-за прогара в стенке дымового канала.

 

Пожарная опасность печи заключается, прежде всего, в том, что поверхность ее элементов накаливается. Именно нагретые до высоких температур стенки и трубы могут быть источником воспламенения сгораемых материалов, находящихся в помещении, и строительных сгораемых конструкций (стен, перегородок, перекрытий, кровли), если они примыкают к поверхности печей или дымовых каналов. Пожар также может возникнуть из-за трещин и зазоров в кладке печей, дымовых каналов и топочных отверстий.

В преддверии холодов важно позаботиться о собственной безопасности, проверить исправность печи и устранить недостатки: вычистить сажу, заделать трещины глиняно-песчаным раствором и побелить дымоход на чердаке, чтобы впоследствии по закопченным местам можно было легко обнаружить трещины и устранить их. Важно навести порядок и в чердачном помещении: не складировать старые вещи и ветошь.

Чтобы избежать перекала печи рекомендуется топить ее два-три раза в день. Ни в коем случае не используйте при растопке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. За 2 часа до отхода ко сну топку печи следует прекратить. Перед топочной дверцей на полу необходимо прибить металлический лист, тем самым исключив возможность загорания деревянного пола от выпавших раскаленных углей. Его размер должен быть не менее 50х70 см. К сожалению, больше половины «печных» пожаров происходит в тех домах, где живут пожилые люди. Не каждому пожилому человеку под силу самостоятельно привести в порядок печное отопление. Всегда призываем детей позаботиться о своих родителях.

В преддверии холодов работники МЧС проводят профилактические рейды и призывают домовладельцев внимательно следить за печками. Стоит помнить, что человеческая беспечность может стоить жизни.

Наведение порядка на придомовой территории

Сжигать мусор на своем участке, конечно, можно, но при этом необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, чтобы простая уборка участка не обернулась трагедией.

*** 9 мая гродненским спасателям поступило сообщение о том, что в садовом товариществе в деревне Тарусичи горит хозяйственная постройка. По указанному адресу немедленно направились пожарные расчеты и службы взаимодействия. Когда бойцы МЧС прибыли к месту, деревянное строение было полностью охвачено пламенем.

Как выяснилось позже, пенсионер приехал на дачу, чтобы навести порядок и сжигал мусор в металлической бочке. В какой-то момент мужчина отвлекся, а порывы ветра перебросили огонь на хозяйственную постройку. Погорелец попытался самостоятельно справиться с возгоранием. Соседи, увидев случившееся, вызвали спасателей.

Около 20 минут потребовалась бойцам МЧС, чтобы ликвидировать пожар. Огонь уничтожил строение и повредил стены рядом стоящей хозяйственной постройки. При попытке самостоятельного тушения пенсионер получил ожоги, госпитализация ему не потребовалась.

 

*** 17 июля врач Ивьевской центральной районной больницы сообщил спасателям о том, что в учреждение здравоохранения с ожогами госпитализирована женщина, 1976 года рождения.

Выяснилось, что накануне местная жительница д.Трабы наводила порядок на приусадебном участке. Собрав остатки растительности, сельчанка решила их сжечь, для розжига облила мусор бензином. Когда женщина поднесла зажжённую спичку, произошла вспышка паров и на ней загорелась одежда. Сожитель, увидев происходящее, подручными средствами сбил пламя и вызвал бригаду скорой помощи.

Медработники госпитализировали пострадавшую в реанимационное отделение. Состояние средней степени тяжести.

 

Мусор и сухую траву можно сжечь в костре. Делать это следует в безветренную погоду. Место, где будете разводить костер – окопайте. Ни в коем случае не используйте бензин, керосин и другие горючие жидкости при разведении костров!

 Постоянно следите за огнем, держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой. Не забывайте про безопасные расстояния от строений и леса. После окончания сжигания мусора, горящие материалы следует потушить до полного прекращения тления.

Начинающую гореть траву или растительный мусор вы можете попробовать потушить самостоятельно. При тушении подручными средствами можно сбивать пламя связкой прутьев или веток лиственных деревьев, либо же забрасывать кромку пожара песком.

Если же вы понимаете, что самостоятельно потушить пламя не удастся, немедленно сообщите о случившемся  спасателя по номерам телефона 101 или 112 и постарайтесь как можно быстрее отойти на безопасное расстояние.

Акция «С заботой о безопасности малой Родины»

В Гродненской области проходит акция «С заботой о безопасности малой Родины». Мероприятия пройдут в два этапа: первый – с 1 по 18 августа, а второй – с 18 сентября по 2 октября.

Акция проводится в сельских населенных пунктах, городах, садовых товариществах с целью предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем и гибели на них лиц пенсионного и пожилого возраста.

На открытых площадках перед сельскими клубами, возле сельсоветов и в парках спасатели организуют игровые и спортивные зоны, показ пожарной аварийно-спасательной техники, обучающие площадки и фотозоны. Каждый сможет принять участие в тематической «Ярмарке Безопасности». Для участников будет организована концертная программа с выступлением коллективов художественной самодеятельности. Приглашаем всех присоединиться к нашей акции! Пусть ваш отдых будет запоминающимся и безопасным!

Акция «В центре внимания – дети!»

Чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме детской шалости с огнем, снизить количество чрезвычайных ситуаций с участием детей в преддверии нового учебного года с 21 августа по 15 сентября в области стартует акция МЧС «В центре внимания – дети!».

Спасатели отправятся на школьные ярмарки, в магазины детских и канцелярских товаров, а затем – в школы и сады, чтобы еще раз напомнить взрослым и детям о важности соблюдения правил безопасности.