21 декабря Единый день информирования

Темы:

1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА В НОВЫХ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЯХ.

 

2.Безопасный Новый год. Безопасность детей на каникулах. Тонкий лед.

3. О противодействии коррупции.

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2023 г.)

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА

В НОВЫХ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЯХ

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации
Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра законодательства

и правовых исследований Республики Беларусь,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

 

Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».

Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.

«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.

 

1. Республика Беларусь в геополитических реалиях XXI века

Современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики. Формируются коалиции держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям. Продолжается раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.

Агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об «исключительно оборонительной» направленности их военных доктрин. Военная сила рассматривается как основное средство отстаивания своих интересов. Снижается порог для принятия решений на ее применение.

США стремятся расширить т.н. «зону ответственности» НАТО, создать новые военные альянсы с целью «сдерживания» Китая и России.

Справочно:

На мадридском саммите НАТО в июне 2022 г. в Северо-атлантический альянс были приглашены Швеция и Финляндия без учета последствий такого шага (Финляндия вступила в НАТО 5 июля 2023 г.). Одновременно было принято решение об увеличении военного присутствия Альянса на восточном фланге с 40 до 300 тыс. чел.

Как следствие, ускоренными темпами деградирует архитектура международной безопасности (в том числе система нераспространения и контроля над вооружениями) на фоне эскалации недоверия, роста военных потенциалов и неконтролируемой гонки вооружений
(в первую очередь в Европе).

Справочно:

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году военные расходы продемонстрировали самый резкий рост (+13%) как минимум за 30 лет. При этом на долю трех крупнейших стран (США, Китай и Россия) пришлось 56% мирового объема военных расходов.

В 2022 году начало расти количество действующего ядерного оружия. Из общего мирового запаса, составлявшего в январе 2023 г. примерно 12 512 боеголовок, 9 576 находились в военных запасах для потенциального использования, что на 86 больше, чем в январе 2022 г. Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия.

Создавшаяся ситуация стала причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.

Справочно:

По данным Гейдельбергского института исследований международных конфликтов (HIIK, ФРГ), в 2022 году в мире было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем в 2021 году.

Международную обстановку обострил вооруженный конфликт на Украине, превратившийся в прокси-войну. Существует угроза его эскалации в случае, если в него вмешаются войска НАТО.

В ухудшении международных отношений сыграла роль радикализация политических режимов ряда государств.

Справочно:

В ФРГ правый экстремизм находит все больше сторонников: праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» занимает вторую по популярности позицию среди немецких политических партий. По данным Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ, в 2022 году в стране насчитывалось 38,8 тыс. правых экстремистов, из которых 14 тыс. были агрессивными.
По официальным данным, в 2022 году в неонацистских акциях, организованных ультраправыми, приняли участие почти 16 тыс. чел.
(в 2021 году – немногим более 7,5 тыс. чел.).

Власти Латвии продолжают нагнетать антироссийские и антибелорусские настроения. Дискриминация по расовому признаку является основной причиной введения официальной Ригой с 10 августа 2021 г. чрезвычайного положения на границе с Республикой Беларусь.
С 2022 года жестокое обращение латвийских силовиков с беженцами отмечали в своих докладах о правах человека Государственный департамент США, международные организации Amnesty International и «Врачи без границ». Национальное законодательство запрещает латышам выражать свое мнение по вопросам, которые могут «бросить вызов независимости, суверенитету, территориальной ценности или власти». При этом, как отмечают независимые наблюдатели, «трактовка «угрозы национальной безопасности» здесь весьма широка».

В Эстонии среди населения начали быстро набирать популярность оппозиционные партии националистического толка – «Отечество» и Консервативная народная партия. В этой стране регулярно отмечаются случаи дискриминации русскоговорящих граждан. Руководители упомянутых правонационалистических партий агитируют за окончательную ликвидацию русскоязычных школ, выступают против роста числа мигрантов в стране.

Следование отдельных европейских государств в неонацистском идеологическом фарватере подтверждают набирающая обороты кампания по переписыванию в Европе истории Второй мировой войны, циничные попытки обеления нацистских преступников и их пособников.

Справочно:

В Латвии ежегодно 16 марта проходят шествия бывших легионеров «Ваффен-СС» и их последователей. Мемориалы в их честь охраняются государством. Только в 2022 году в ходе очередной кампании по уничтожению советского наследия разрушено порядка
120 объектов, включая памятники красноармейцам–освободителям.

В Литве 6 октября 2020 г. на Антакальнисском кладбище в г.Вильнюсе был открыт памятник А.Раманаускасу, принимавшему участие в еврейских погромах и убийствах коммунистов (уже 4-й по счету монумент в его честь). В открытии памятника «национальному герою» принял участие Президент Литвы Г.Науседа.

В Эстонии в местечке Синимяэ регулярно проводятся «слеты» ветеранов 20-й эстонской дивизии СС и их ультраправых сторонников. В конце 2022 года эстонское руководство заявило о намерении снести сразу 244 монумента советским воинам.

В Польше ежегодного проводятся т.н. «марши проклятых солдат», участники которых чтут память Р.Райса (псевдоним «Бурый»), который в январе–феврале 1946 г. вместе со своим отрядом участвовал в сожжении пяти деревень в Восточной Польше и убийстве 79 мирных жителей из-за их белорусского происхождения и православного вероисповедания. Только за последние два года Институтом национальной памяти Польши уничтожено
38 мемориалов советской эпохи.

В Чехии 30 апреля 2020 г. в пражском районе Ржепорие установлен памятник «власовцам». На Ольшанском кладбище в г.Праге находится мемориал РОА, у которого регулярно проводятся памятные акции. Местом притяжения чешских неонацистов является восстановленный в 2011 году в н.п.Корженов (Либерецкий край) мемориал «Железный крест» в память о чешских добровольцах в рядах вермахта и «Ваффен-СС».

Во Франции в мае 2023 г. в г.Париже в очередной раз был санкционирован ежегодный марш неонацистов, собравший 550 чел.

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 июня 2023 г. на встрече с министрами иностранных дел государств–членов ОДКБ,  «против суверенных стран, которые не следуют указаниям Запада, развязаны полномасштабные гибридные войны».

Сегодня отдельными государствами и коалициями активно используются инструменты политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов.

Реализация таких инструментов хорошо прослеживается на примере «работы» Евросоюза с руководством Украины и ряда стран–участниц СНГ.

Справочно:

В Украине, Молдове и Грузии анонсируется вступление в ЕС «в обозримой перспективе». Вместе с тем реализация такой возможности увязывается с безусловным следованием государственных органов этих стран политике Брюсселя.

Используя армяно-азербайджанский конфликт, Евросоюз «подтягивает» Армению в зону своего влияния. Один из примеров –размещение на армянской территории Гражданской миссии ЕС для содействия стабильности в приграничных районах, которая фактически представляет собой инструмент для сбора информации о ходе конфликта и анализа вариантов «помощи». Одновременно ЕС, заинтересованный в масштабных поставках газа из Азербайджана, избегает прямого конфликта с этой страной, что прослеживается в крайне осторожных заявлениях брюссельских бюрократов в адрес официального Баку.

В 2023 году ЕС принял «меры помощи» в поддержку вооруженных сил Молдовы и Грузии за счет Европейского фонда мира.

Для оказания давления на суверенное белорусское государство западные субъекты международной политики используют инструменты «мягкой силы» (санкционный прессинг, искусственное ограничение официальных контактов с Беларусью, медийная война и др.).

Справочно:

Несколько разноплановых примеров: по данным МИД Республики Беларусь, в СМИ Литвы материал о Беларуси, содержащий объективную информацию о нашей стране, появляется один раз в полгода.

В Латвии с марта 2020 г. в отношении граждан Беларуси действуют ограничения на получение виз.

В Польше различным структурам и объединениям запрещено реализовывать совместно с официальными представителями белорусской стороны любые мероприятия под угрозой наступления правовой ответственности и лишения финансирования.

В Швейцарии в июле 2023 г. белорусским учащимся – участникам 55-й Международной химической олимпиады (IChO 2023), проходившей на базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich), было запрещено выступать в статусе национальной команды; вместо государственной символики им было разрешено использовать «нейтральный» белый флаг.

В ряде случаев предпринимаются попытки откровенной дискриминации нашей страны на международной арене.

Справочно:

Примером являются санкции и ограничения Вашингтона в отношении авиакомпании «Белавиа». Так, с марта 2022 г. Министерство торговли США ввело расширенный контроль в отношении связанных с авиацией товаров, направляемых в Беларусь, включая новые лицензионные требования для определенных самолетов. В апреле 2022 г. 7 самолетов Boieng-737, эксплуатируемых «Белавиа», были добавлены в перечень нарушителей мер экспортного контроля (фактически были отстранены от выполнения международных рейсов). В июне 2022 г. был принят запрет на любые экспортные привилегии для «Белавиа».

Сравнительно небольшое по размерам белорусское государство продолжает успешно сопротивляться таким гигантам, как Евросоюз и США. Мы не «прогибаемся» под них, что вызывает у них раздражение. Западные «стратеги» по-прежнему рассчитывают спровоцировать обвал белорусской экономики с дальнейшими политическими последствиями. Одновременно в Беларуси пытаются извне задействовать различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки.

Единственный способ успешно противостоять нынешней неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям, обеспечить политическую безопасность – единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.

 

2. Политическая безопасность – основа общественно политической стабильности Республики Беларусь

В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь политическая безопасность – состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.

Состояние защищенности политической системы на общемировом уровне принято считать через призму индекса политической стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (составляется на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по 2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла), что неудивительно, учитывая предпринятую попытку мятежа. Сегодня в мировом рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года – 0,74 балла.
Для сравнения: средний мировой показатель в 2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.

Яркое свидетельство обеспечения политической безопасности – достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития белорусского государства.

Подтверждением этому стали результаты республиканского референдума 27 февраля 2022 г. по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Справочно:

В голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?»  проголосовало 4 440 830 граждан, или 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.

Раздел IV Конституции Республики Беларусь был дополнен главой, посвященной высшему представительному органу народовластия Республики Беларусь – Всебелорусскому народному собранию (далее – ВНС). Определение конституционного статуса данного государственного органа обусловило пересмотр ряда полномочий Главы государства, Парламента, Правительства, судов и порядок формирования органов местного самоуправления.

Повышение статуса ВНС – яркий пример реализации принципов народовластия, открытости государства для общества в нашей стране.

ВНС – уникальный политический институт, принимающий ключевые стратегические решения, прямые аналоги которого отсутствуют в зарубежных политических системах.

Справочно:

Особый правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества, в том числе наиболее представительных общественных объединений, выражающих интересы различных слоев населения, а также профсоюзов.

ВНС призвано выполнять основную стабилизирующую роль в отношениях между ветвями власти и, соответственно, наделяется достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Сильный Президент, влиятельный Парламент, инициативное Правительство при связующей роли Всебелорусского народного собрания – такова формула дальнейшего правового обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы государственного управления в результате проведенной нормотворческой работы после референдума.

Эффективная деятельность государственных институтов в интересах общества регламентируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», комплексные изменения в которую были внесены Указом Главы государства 13 июня 2023 г. В настоящее время Директивой № 2 предусмотрены следующие основные новации.

В целях совершенствования работы с поступающими обращениями граждан, а также доведения на системной основе до населения актуальной информации о деятельности государственных органов по наиболее волнующим население вопросам на руководителей государственных органов возложена обязанность по максимально широкому внедрению современных способов обратной связи с населением, использованию возможностей информационных систем и социальных сетей (видеохостинги, мессенджеры, диалоговые площадки
 и т.д.)
, а также ведению официальных аккаунтов в популярных социальных сетях.

Руководителям государственных органов также необходимо проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного общества.

Обеспечено существенное обновление сферы осуществления административных процедур. Приоритетным направлением в данной сфере стала цифровизация административных процедур (перевод осуществления административных процедур в электронную форму, формирование информационных ресурсов в рассматриваемой сфере и др.).

Пересмотрен порядок проведения прямых телефонных линий в работе с населением в целях усиления значимости и эффективности. Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители проводят прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9.00 до 12.00 (по остальным субботам проведение прямых телефонных линий возлагается на начальников структурных подразделений). В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).

Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 либо с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00. До внесения изменений в Директиву личный прием проводился только с 8.00 до 13.00.

В политической системе Беларуси прочно закрепились общественные обсуждения важнейших законопроектов и проведение диалоговых площадок. Эти мероприятия объединяют десятки тысяч людей которым важна судьба нашей страны, нашей Родины как единого, целостного, суверенного государства, готовых участвовать в политической жизни Беларуси. Среди самых значимых тем диалоговых площадок – обсуждение изменений и дополнений Конституции, проектов Закона о Всебелорусском народном собрании, новой Концепции национальной безопасности.

Беларусь традиционно является примером межнационального и межконфессионального мира и согласия в центре Европы. Тем не менее, недопущение формирования, проникновения либо распространения идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, а также неуважительного отношения к государственным символам, использования экстремистской символики и атрибутики является одним из важнейших факторов общественно-политической стабильности.

Выявлять, профилактировать и пресекать попытки реабилитации нацизма всеми правовыми методами позволяет принятый 14 мая 2021 г. Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».

Справочно:

В этом Законе определены основные направления профилактики реабилитации нацизма: формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее поступательное развитие гражданского общества на основе традиционных основополагающих ценностей белорусского народа связано с подписанием 14 февраля 2023 г.  Главой государства законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Произошла очистка партийного поля от декоративных объединений и тех деструктивных структур, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя страны.

Справочно:

Министерством юстиции Республики Беларусь 19 мая 2023 г. принято решение об отнесении к имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах следующих субъектов гражданского общества: Республиканское общественное объединение «Белая Русь»; Белорусское общественное объединение ветеранов; Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»; Общественное объединение «Белорусский союз женщин»; Федерация профсоюзов Беларуси.

Основными задачами этих общественных организаций являются, в том числе, обеспечение гражданского (народного) единства, а также независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют деятельность четыре политические партии: Белорусская партия «Белая Русь»; Коммунистическая партия Беларуси; Либерально-демократическая партия Беларуси; Республиканская партия труда и справедливости.

«Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», – подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 10 ноября 2023 г. на встрече с руководителями политических партий.

 

3. Обеспечение электорального суверенитета – один из основных национальных интересов в политической сфере

В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».

Справочно:

Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии («Революция роз» 2003 год), Украине («Оранжевая революция» 2004 год), Кыргызстане («Тюльпановая революция» 2005 год). Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в Украине.

США и государства Европы в качестве механизма прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. При этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена
государствами–участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять, главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.

Справочно:

Явным примером подобной недобросовестной практики выступает различное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.

Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.

При этом наблюдается «географический перекос» в деятельности БДИПЧ ОБСЕ по мониторингу за выборами: в приоритете по наблюдению остаются «государства к Востоку от Вены» (в 98,7% случаев мониторинга) и только дважды направлялись в западную часть региона ОБСЕ (в США в 2004 и 2016 годах).

Крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.

Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.

Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».

Справочно:

Например, досрочное голосование в Швеции начинается
за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.

Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.

В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.

Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».

Справочно:

«Электоральный суверенитет» – неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.

Оценивая динамику геополитической обстановки в мире, Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства предупредил: «Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации».

 

4. Комплексная корректировка норм Избирательного кодекса Республики Беларусь

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Основные новации избирательного законодательства:

  • изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);
  • Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;
  • предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;

Справочно:

Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.

  • оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;
  • предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);
  • регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;
  • изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;
  • оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;
  • предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;
  • закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
  • предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);
  • предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);

Справочно:

Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).

  • изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;
  • уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);

Справочно:

Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

  • предусмотрены определенные изменения порядка голосования.

Справочно:

Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.

Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.

Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:

  • предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;
  • введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;
  • установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;
  • предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).

Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.

Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.

С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).

Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).

В период подготовки и проведения единого дня голосования
будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц.

В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.

Справочно:

За 10 месяцев т. г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций – на 77,7%.

На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.

Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится.
Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует. Пусть даже не рассчитывают раскачать Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают, знают, к чему это приведет».

 

5. Избирательная кампания–2024

Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.

Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.

Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.

 

Справочно:

Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс, «выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».  

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами
в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал
20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и
№ 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования –
25 февраля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Справочно:

Избиратели в зависимости от места регистрации для голосования будут получать от 2 бюллетеней (как, например, жители г.Минска для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до
4 бюллетеней
(как, например, жители сельских населенных пунктов для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского, районного и областного Советов депутатов).

Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.

Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.

Информация о подготовке и проведении электоральной кампании–2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единый день голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва» Календаря выборов и референдумов по адресам:

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/elections-2024-86;

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/vosmogo-sozyva-88

Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству, крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В соответствии с частью 5 статьи 89–2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном статусе должно состояться не позднее
60 дней после выборов депутатов, т.е. не позднее 25 апреля 2024 г.

ЦИК, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а Правительству – обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.

Если всем гражданам будет понятен механизм избирательного процесса, если все будут понимать свои права и обязанности, то люди не будут поддаваться различным фейкам и информационным вбросам.

 

****

В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.

В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.

Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем всячески участвовать в этих выборах.
Я имею в виду вертикаль власти.
Это очень важная кампания в Беларуси. Важнее политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».

Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2023 г.)

 

Тема: «Безопасный Новый год. Безопасность детей на каникулах. Тонкий лед»

 

За 11 месяцев 2023 года на территории Гродненской области произошло 622 пожара (2022 – 630 пожаров), на пожарах обнаружены погибшими 54 человека, из них 2 детей (2022 году – 61 человек).

 

Безопасный Новый год

Новый год и Рождество традиционно являются одними из самых любимых и долгожданных праздников для детей и взрослых. Но в атмосфере торжеств не стоит забывать о безопасности. Чтобы Новый год и Рождество оставили только счастливые воспоминания, давайте вместе вспомним несложные правила выбора и установки ели.

Большинство искусственных елей легко воспламеняется, а при горении выделяет токсичные вещества. Это в большей степени относится к тем, которые были выпущены давно, поскольку многие современные ели производятся из невоспламеняющихся материалов или пропитаны специальным составом, защищающим их от возгорания. Поэтому лучше искусственную «старую» елку заменить настоящей – и радости больше, и опасности меньше. Но не стоит живую ель держать слишком долго: она быстро высыхает и может вспыхнуть от малейшей искры.

Новогоднюю красавицу надо обязательно закрепить на устойчивой подставке. Ковры и ковровые покрытия из-под елки лучше убрать, и разместить ее подальше от отопительных приборов, телевизора и батарей.

Лучшее украшение новогодней елки – электрическая гирлянда. Самая главная рекомендация – приобретайте ее в специализированных магазинах, а не
у торговцев в переходах и на рынках. Гирлянда должна быть качественной, сертифицированной, безопасной, а ее изоляция – плотной, гибкой и без внешних повреждений, лампочки – закрытыми. Работу гирлянды нужно проверить заранее ‑ перед тем, как её вешать, обратив особое внимание на проблемные места: соединение провода с вилкой, провода с переключателем режимов, провода с лампочками.

Не делайте «снег» из ваты или любых других легко воспламеняющихся веществ: неудачное попадание бенгальского огня – и вся конструкция заполыхает. При украшении новогодней елки не пользуйтесь свечами, ведь открытый огонь может стать одной из причин возникновения пожара.

 

*** 9 декабря в Минске из-за нарушения правил использования пиротехнической в зале ресторана загорелась елка. В этот момент внутри находились около 30 человек – они вышли самостоятельно до приезда спасателей. Со слов персонала, горение прекратилось меньше чем через минуту. В результате происшествия огнем закопчен потолок и предметы интерьера. 

Сегодня разнообразные пиротехнические изделия являются неотъемлемой частью новогодних праздников. Всякий запуск пиротехники несет в себе не только эмоции от захватывающего «огненного шоу», но и риск для жизни и здоровья окружающих. Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы.

 

*** Вечером 11 декабря 14-летний подросток шел по улице и увидел лежащую на дороге петарду. Он поднял ее с земли, после чего поджег и не успел выбросить. «Опасная игрушка» взорвалось в руке. С предварительным диагнозом «термические ожоги правой кисти» мальчик был госпитализирован в хирургическое отделение Лепельской районной больницы.

 

*** 9 декабря в 22-20 из учреждения здравоохранения Бобруйска спасателям поступило сообщение о госпитализации подростка 2007 г.р. с травмами руки. Как выяснилось, ученик 10 класса получил травмы из-за взрыва петарды. Опасная игрушка взорвалась прямо в руке у ребёнка. Мальчику оказана медицинская помощь.

 

*** 25 декабря 2022 года в Мостовскую центральную районную больницу за помощью обратился 67-летний мужчина. Как выяснилось, местный житель поджег пиротехническое изделие, а оно взорвалось у него в руках. С диагнозом «открытый перелом второго пальца правой кисти, рваные раны ладони и первого пальца правой руки» пострадавший был госпитализирован.

 

Необходимо всегда помнить, что пиротехнические изделия представляют собой источник повышенной опасности и заслуживают особого внимания. В последние годы через торговые сети реализуется значительное количество пиротехнических изделий различного назначения, способа действия, размеров и массы заряда, отечественного и зарубежного производства. Но с каждым годом также увеличивается количество получаемых от этих забав увечий: термических ожогов и различных травм.

В первую очередь, забудьте о пиротехнических изделиях из-под полы ‑ приобретать пиротехнические изделия следует только в специализированных магазинах. Ни в коем случае не приобретайте пиротехнику на рынках, где не соблюдаются условия хранения. Из-за несоблюдения температурных режимов, влажности приобретенная пиротехника может не сработать или сработать в руках. Изделия должны иметь сертификаты соответствия, а также подробные инструкции по применению. Обратите внимание на срок годности (как правило, пиротехника хранится не более трех лет) и инструкцию (обязательно на белорусском или русском языке). Рассмотрите упаковку и само изделие: дефектов быть не должно, фитиль заклеен или спрятан под обертку.

Для хранения нужно выбирать сухое помещение и без каких-либо источников огня, также нельзя держать пиротехнику возле батарей отопления. Например, балкон или кухня в качестве склада не подходят: изделие либо отсыреет и в лучшем случае не сработает, а в худшем выстрелит в самый неподходящий момент. Или наоборот, постепенно нагреваясь, сработает произвольно.

Прежде чем запускать, обязательно прочитайте инструкцию еще раз и подумайте о площадке для его запуска. Площадка должна быть достаточно ровная, чтобы не случилось опрокидывание батареи салютов. Еще одним немаловажным фактором является то, чтобы ближе 50 метров не было построек, животных, людей, деревьев, линий электропередач, автомобилей и т.д.

Если же пиротехника не сработала, необходимо следовать следующим правилам:

1. Убедитесь в том, что фейерверк не начнет стрелять, подождав 10-15 минут на безопасном расстоянии. Если через это время ничего не сработало, то можно подойти к фейерверку.

2. Подойдя к фейерверку, необходимо его визуально осмотреть, чтобы удостовериться в отсутствии тлеющих частей фейерверка. Если никакая часть фейерверка не тлеет и, тем более, горит, можно приступать к дальнейшим действиям. В случае, если тлеющие части есть, то немедленно удалиться от салюта на безопасное расстояние.

3. Ни в коем случае нельзя в такой ситуации наклоняться над несработавшим фейерверком.

4. Несработавший салют необходимо положить в воду на несколько часов.

5. Фейерверк необходимо выбросить вместе с бытовым или строительным мусором. С пищевыми отходами несработавшее изделие утилизировать нельзя. Категорически запрещено бросать фейерверк в костер.

 

Безопасность детей на каникулах

Зима это время повышенного травматизма и виной всему не только гололед, использование пиротехники, но и вполне мирные забавы катание с горок. В последние годы все большую популярность приобретают надувные санки (тюбинги) вытесняя со склонов и горок деревянные и пластиковые санки.

В отличие от санок, тюбинги способны развивать большую скорость, но при этом они абсолютно неуправляемы и не оборудованы тормозным устройством. Кататься на них рекомендуется на склонах с уклоном не больше 20 градусов. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите ее на предмет наличия ям, бугров, торчащих кустов, камней. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Тюбинги развивают большую скорость, поэтому на склоне обращайте внимание на других катающихся. Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.

Не следует перегружать тюбинг. В характеристиках каждой модели указан максимально допустимый для нее вес. Кататься на таких санках следует сидя. Ни в коем случае не привязывайте надувные санки к транспортным средствам: снегоходам, квадроциклам, автомобилям и т.д.

Пожарная безопасность

Большинство людей рассматривают пожар как нечто такое, что никогда не произойдёт с ними и их детьми. Между тем, ежегодно сводки МЧС фиксируют случаи пожаров, которые происходят по причине детской шалости с огнём. Только за 11 месяцев текущего года в Гродненской области зарегистрировано 10 пожаров из-за детской шалости с огнем.

Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих детей.

 

*** 11 ноября в 14-05 щучинским спасателям поступило сообщение о том, что возле д. Гудишки горит скирда соломы. Как выяснилось, двое мальчишек в возрасте 6 и 7 лет нашли дома спички. Ребята направились к стогу соломы, который был возле деревни. Вскоре солома загорелась. Дети испугались и рассказали о случившемся бабушке. Пенсионерка немедленно сообщила о происшествии спасателям. Подразделения МЧС совместно с работниками сельхозпредприятия потушили пожар. Благодаря слаженным действиям спасателей и аграриев спасено 86 тонн соломы, 4 тонны уничтожено огнем.

 

Чтобы в вашем доме не случилась беда, объясняйте детям последствия игр с огнем. Напомните порядок действий в случае пожара и расскажите, как правильно вызвать спасателей. Уберите в недоступное для детей место спички, зажигалки и другие пожароопасные предметы. Научите своих малышей правилам безопасного поведения, а лучший способ сделать это – собственный пример.

На сайте mchs.gov.by в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ» вы найдете всё необходимое для обучения детей правилам безопасного поведения. Это аудио- и видеоматериалы, наглядно-изобразительная продукция, в т.ч. и раскраски, методические материалы и игры и многое другое.

Познакомиться с правилами безопасности малыши могут вместе с героями мультсериалов от МЧС Беларуси «Волшебная книга» и «Спецотряд 112».

Невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Ведь именно Ваше внимание, любовь и забота – самая надежная защита!

 

Тонкий лед

Ежегодно тонкий лед становится причиной трагических происшествий. Чаще всего участниками оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед. Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы получить переохлаждение организма несовместимое с жизнью.

Избежать неприятностей можно, если соблюдать правила и меры личной безопасности. Но, к сожалению, не всегда предупреждения спасателей останавливает рыбаков.

 

*** 27 ноября в 14-05 на спасательную станцию ОСВОД поступило сообщение о том, что в старом русле реки Березина в двух км от д.Добужа Речицкого района обнаружен 80-летнний мужчина без признаков жизни. Как выяснилось, трое мужчин приехали на рыбалку и разошлись в разные стороны по водоему. Мужчина подыскивал место для дальнейшей рыбной ловли и в какой-то момент провалился под лёд. Спасательного жилета у пенсионера не было.

 

*** 9 декабря мужчина провалился под лед на искусственном водоеме в Бресте – его успели спасти. 47-летний мужчина выбирал место для рыбалки и на расстоянии 100 м от берега провалился под лед. Глубина водоема в этом месте составляет около 2,5 м. К счастью, рядом оказался другой рыбак. На помощь также поспешили проезжавшие мимо очевидцы. Общими усилиями с помощью веревки брестчанина вытащили из полыньи. С предварительным диагнозом «переохлаждение организма» бригада скорой помощи доставила пострадавшего в городскую больницу скорой медицинской помощи.

Именно благодаря тому, что рыбак был в спасательном жилете, у очевидцев было время, чтобы спасти мужчину.

 

Безопасным считается лед зелёного или голубовато-зелёного цвета толщиной не менее 7 см. Грязный или буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный.

Переходить водоем можно только при хорошей видимости в спасательном жилете или нагруднике. С собой следует взять спасательный линь (веревку длиной 15-20 метров с петлей на одном конце и грузом 400-500 г - на другом) и шилья-самоспасатели. Спускаться к водоёму лучше в местах, где нет промоин, вмерзших кустов осоки, травы. Идти нужно осторожно, не отрывая подошвы ото льда. Проверять лёд лучше не ударами ног, а пешней или колом.

Если всё же оказались в полынье, старайтесь не уходить под воду с головой. Передвигайтесь к тому краю, откуда идет течение. Бросьте в сторону берега линь. Постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.

При спасении человека, оказавшегося в ледяном плену, действуйте решительно, но осторожно, чтобы спасать не пришлось двоих. Подбадривайте спасаемого. При этом приближаться к нему следует лёжа ползком. Спасательный предмет (лестницу, доску, шест, веревку) подавайте с расстояния 3-4 метров. Если спасателей несколько, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги. До прибытия спасателей разведите костер и обогрейте пострадавшего, постарайтесь найти ему сухую одежду.

Особое внимание следует уделить обучению правилам безопасного поведения детей. Взрослые обязаны рассказать про безопасность на льду. Нельзя отпускать ребят одних на замёрзшие водоёмы. Надо объяснить, что, передвигаясь по льду сомнительной толщины, необходимо идти гуськом. Нельзя наступать на лёд, если он покрыт снегом, так как можно наткнуться на проруби. Запрещайте ходить на водоёмы с наступлением перепадов температуры, прыгать на отделившуюся льдину.

Если всё-таки лёд не удержал и треснул, и ребенок оказался в воде, то он должен знать, как действовать в такой ситуации. Если он был не один, а с компанией друзей, то кто-то должен быстро отправиться за помощью.

Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенными, что зимний отдых будет проходить благополучно.

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2023 г.)

 

«О противодействии коррупции»

 

Материал подготовлен

Управлением Следственного комитета Республики Беларусь

по Гродненской области

 

На основании Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» Следственный комитет является государственным органом, участвующим в борьбе с коррупцией и осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, в соответствии с законодательными актами.

         В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.

         Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.

         Территориальными следственными подразделениями Гродненской области за 11 месяцев текущего года окончено производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 45 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 50 обвиняемых.

         Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:

- статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

         - статьям 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки, санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;

         - статьям 424 и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий, санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

         - статье 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью, бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

         Справочно: Следственным управлением УСК по Гродненской области в 2023 году завершено расследование ряда уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений.

         Среди них уголовное дело в отношении должностного лица, занимающего ответственное положение одного из сельских исполнительных комитетов Гродненской области, которая в один из дней августа-сентября 2022 года, получила в качестве взятки от индивидуального предпринимателя (далее – ИП) денежные средства в сумме 1000 долларов США за благоприятное решение вопросов, входящих в её компетенцию, а именно за заключение договоров на оказание услуг между ИП и сельским исполнительным комитетом по удалению деревьев на территории кладбищ данного исполкома.

         Действия обвиняемой квалифицированы по ч.3 ст.430 (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

         В августе 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы, со штрафом в размере 300 базовых величин, что составляет 11100 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.

         Аналогичное преступление совершила врач-терапевт одной из участковых больниц Гродненской области, которая в период времени с 01.02.2021 по 29.07.2022 неоднократно получала от граждан в качестве взятки денежные средства за выдачу без наличия на то оснований листков нетрудоспособности.

         Действия обвиняемой квалифицированы по ч.ч. 1 и 2 ст. 430 (получение взятки повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь. 

         В октябре 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Врачу назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы со штрафом 350 б.в. в сумме 12 950 руб. с лишением права занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых действий на 5 лет. На основании ст. 77 ч.2 УК последней применена отсрочка исполнения наказания в виде л/св на 3 года.

         Новогрудским районным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела в отношении гражданина О., который в январе 2023 года выступил пособником в посредничестве в передаче взятки должностному лицу одного из предприятий                                     г. Новогрудка.  Действия обвиняемого квалифицированы по ч. 2 ст. 432               (посредничество во взяточничестве, совершенное повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

         В июне 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Обвиняемому О. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. На основании ст. 77 ч.2 УК последнему применена отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы на 2 года.

         Примечательно, что лицо, виновное в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки, освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

         Несмотря на принятые государством усилия по приданию прозрачности деятельности государственных учреждений и предприятий в сфере закупок, в данной области также продолжают фиксироваться коррупционные правонарушения.

         Справочно: Вороновским РОСК завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя одного из сельскохозяйственных предприятий района, который будучи председателем постоянно действующей комиссии по закупкам товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, без проведения процедуры закупки в феврале 2023 года заключил с ООО договор поставки белкового сырья (шрот) объемом 60 тонн на общую сумму 88 932 рублей, в нарушение п.2.3 указанного договора поставки дал указание находящемуся в его подчинении осуществить предоплату в адрес ООО денежных средств в размере                 50 000 рублей путем их перевода на предоставленный расчетный счет. При этом поставка товара в адрес вышеуказанного сельскохозяйственного предприятия не была произведена.

         Действия должностного лица квалифицированы по ч. 3 ст. 426               (превышение власти должностным лицом, повлекшие тяжкие последствия) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

         Уголовное дело в мае 2023 в порядке ст. 262 УПК передано прокурору для направления в суд.

         Следует отметить, что коррупция является серьезной общественно-политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государства, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.

         Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.

         Общими механизмами профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:

         исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;

         обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;

         совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;

         совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;

         повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;

         развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;

         обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;

         осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;

         повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;

         периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.

         Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:  

         создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией в данной сфере;

         оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;

         внедрение системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;

         изучение влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.

         Предупреждение коррупции в публичном секторе:

         использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;

         внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;

         оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;

         повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;

         расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;

         обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.

           Территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению коррупционных преступлений.

         Грамотные и профессиональные действия сотрудников Следственного комитета, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений.